ИСТОРИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
УСЛУГИ
ЭТИКЕТ
Государственный театр кукол Удмуртской Республики предлагает:


- организацию и проведение творческих встреч с актёрами, режиссёрами, художниками, композиторами;


- организацию и проведение спектаклей на площадках детских садов, школ, домов культуры и предприятий.



Каждый зритель, независимо от возраста, должен иметь билет на спектакль!


Что такое посещение театра?

Это праздник! Чтобы не испортить его себе и другим, необходимо соблюдать простые правила:

Театральный этикет

1. Не следует входить в зрительный зал после третьего звонка.

2. Крайне неприлично проносить в зал еду и напитки.

3. Во время спектакля не принято ходить по залу и громко разговаривать.

4. Фото- и видеосъемку спектаклей можно производить только с разрешения администрации Театра.

5. Нельзя пользоваться мобильными телефонами. Лучше всего просто выключить их на время спектакля.

6. В театр нужно приходить опрятно и нарядно одетыми, желательно брать с собой сменную обувь.

7. Цветы для актеров всегда приветствуются!

8. Пожалуйста, приходите в Театр за 20 минут до начала спектакля, чтобы успеть не спеша раздеться, осмотреть театральный музей, настроиться на спектакль. Кроме того, иногда перед спектаклями у нас проводятся игры и занятия с детьми.

9. Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам. Если Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.

10. В финале спектакля не стоит бегом устремляться в гардероб, чтобы получить свою одежду, ведь артисты часто выходят на поклон несколько раз, и им будет неприятно видеть, как Вы спешно уходите из зала.

11. Если Вы потеряли номерок, к сожалению, придется заплатить штраф.

12. Если Вы пришли в Театр с большими или шуршащими пакетами, сдайте их в гардероб.

13. В гардеробе подавайте своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

14. Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто.

15. Проходя к своему месту, идите вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.

16. Не вставайте со своего места и не покидайте зал до окончания спектакля.



Вредные советы для маленьких и больших зрителей


Всех детей мы видеть рады!

Пусть для вас театр станет

Добрым домом, где уютно

Будет каждому из вас.

Наши «вредные советы»

Вы внимательно прочтите

И решайте, что вам делать,

Как вернее поступать...



Как приходишь ты в театр,

Весь умытый и нарядный,

Начинай в фойе резвиться:

Бегать, прыгать и скакать.

Быть спокойным может каждый!

Это скучно и противно.

Ты попробуй кувыркаться

Здесь, на кафельном полу.



Если ты не хочешь видеть

Сказку с самого начала,

Постарайся задержаться

Вплоть до третьего звонка.

Пусть другие все успели

Сесть на место в нашем зале,

Ты ж сегодня самый смелый –

Проберешься в темноте.



Если ты услышишь просьбу

Отключить свой телефон,

Ни за что не поддавайся

На подобный разговор.

Может, бабушка захочет

В это время позвонить,

Про обед тебе расскажет,

Как такое пропустить?!



Посмотрев немного сказку,

Отвлекись – важней гораздо

Обсудить ее с соседом,

Чем смотреть во все глаза.

Пусть ты что-нибудь пропустишь,

Но зато тебя заметят,

Ведь мешать другим ребятам

В зале будешь только ты.



Если ты в буфет в антракте

Забредешь, то непременно

Набери еды побольше

И ступай с ней прямо в зал.

Если же тебя не пустят,

Постарайся съесть немедля

Все те сладости и булки,

Что в буфете приобрел.



А когда спектакль окончен,

Аплодировать артистам

Пусть другие остаются,

Ты ж беги из зала прочь.

В гардероб несись скорее:

Там работники зловредны,

Отдадут кому угодно

Твое новое пальто.



Мы надеемся, что в шутке

Вы найдете долю смысла,

И тогда совет наш вредный



Станет пользою для вас!
Директор

Игорь Вячеславович Мальцев

3412 (68-05-11)

ИСТОРИЯ
Первые зрители пришли в наш театр на спектакль «Вор-нахал человеком стал», по пьесе Е. Сперанского (режиссёр – С. Ломовская, художник – И. Ходырев), 24 апреля 1935 года, а 27 апреля того же года Постановлением Совнаркома УАССР было официально утверждено открытие первого профессионального театра кукол при Центральном Доме художественного воспитания Наркомпроса.


Среди первых спектаклей, входивших в репертуар: «Лёшка и кошка» Г.Дилиной и С.Шифмана, «Пузан» Г.Матвеева, «Страшный сон» Б.Сахновского, «Каштанка» по А.П. Чехову. Софья Львовна Ломовская и Мария Васильевна Стрелкова, организовавшие театр, окончили специальные курсы инструкторов-кукловодов при Центральном Театре кукол под руководством С. Образцова. М.В. Стрелкова долгие годы работала в театре художником-скульптором, создав более 1000 кукол.


21 ноября 1935 года состоялся общественный просмотр спектакля «Гармонь».Пьеса была написана по одноименной поэме А. Жарова. Эта постановка стала выпускной для удмуртской бригады кукольного театра. Национальная группа театра работала активно и плодотворно, чаще в сельской местности, показывая для детей спектакли на удмуртском языке.



Весной 1937 года театр получил Первую премию в декаде Удмуртского искусства, проходившей в городе Кирове. Летом 1938 года труппа гастролировала в Свердловске, где были представлены: «Три толстяка» по Ю. Олеше, «Сказка о попе и работнике его Балде» по А.С. Пушкину, «Три поросенка» С. Михалкова, «Красный флаг» А. Матвеева. В 1938 году областной отдел искусств отметил творческую работу коллектива. Ценными подарками были награждены артисты В.И. Опалев, Е.П. Бажина и машинист сцены Ф.М. Рычков. Особое значение для театра имеет специальная премия за спектакль «Потерянная девушка», занявший I место на декаде удмуртского искусства в г. Кирове в 1940 году. Куклы из этого спектакля хранятся в музее при ГЦАТК (Государственный Центральный Академический театр кукол им. С. Образцова).



Великая Отечественная война, ворвавшаяся в жизни советских людей, нарушила и привычную работу театров. В Ижевске в это время сумел продолжить работу только Театр кукол. Мужчины труппы были призваны в армию, но коллектив театра, под руководством Александры Васильевны Русовой, продолжал действовать. А. В. Русова с большой энергией и энтузиазмом руководила театром до 1961 года. В феврале 1942 года театр лишился своего помещения и стал репетировать и показывать спектакли на частных квартирах, в клубах и госпиталях. Только в 1945 году коллектив получил новое стационарное помещение, где могли разместиться 150 зрителей. Репертуар был злободневный, сатирический: «Сон в руку» Л. Ленча, «Обед у Гитлера» В. Гранова, С. Образцова и В. Громова, «Очарованная сабля» Л. Браусевича и А. Бычкова и «Как 14 держав Москву воевали» Л.Браусевича. Однако в репертуаре театра военного времени были и сказки: «Терем-теремок» С. Маршака, «Бери-Баар» В. Швембергера, «Лисичка-сестричка» Л. Веприцкой, «Золотое зерно» Гаврилова. К 10-ти летнему юбилею театра был подготовлен спектакль «Снежная королева» Е. Шварца.


Заслуженный деятель искусств УАССР Илья Михайлович Ходырев, участвовавший в рождении самых первых спектаклей театра в качестве художника-постановщика, всю войну проработал в коллективе. С 1946 года он стал главным художником театра, и долгие годы плодотворно трудился над созданием новых спектаклей. В качестве художника-постановщика он создал более 100 спектаклей. Среди его работ и первый спектакль театра "Вор-нахал человеком стал".


В 1948 году главным режиссёром театра стал Иван Игнатьевич Кудряшов. Под его творческим руководством театр работал до 1969 года. Заслуженный деятель искусств УАCСР, Заслуженный артист УАССР И. И. Кудряшов поставил не один десяток спектаклей, среди которых особое место занимали: «Приключения братца Кролика» С. Шварцмана, «Мальчик из Княж-озера» Л. Браусевича, «Кошкин дом» С. Маршака, «Пятак и Пятачок» Н. Гернет, «Два клёна» Е. Шварца, «Каштанка» по А. П. Чехову, «Сумка, чалма и свирель» Е.Черняка и Е.Голлоди, «Морозко» М. Шуриновой и ряд других. Спектакли И.И. Кудряшова неизменно отвечали законам жанра традиционного театра кукол с его экспрессивностью, яркостью, выразительностью и, в то же время, добрым воспитательным началом.


В 1960-ые годы театр большое внимание уделял гастрольной деятельности. В 1962 году проходят гастроли коллектива в 22 районах Республики. В 1963 году гастрольные поездки по городам и районам Республики повторились. В репертуар театра в это время входили такие спектакли как: «Некрасивая девушка» Т. Якуба, «Волшебное царство» Моисеевой, «Страна Кривого Уаига» М. Коробельника, «Заяц и кот» Г. Ландау, «Амиго из Кубы» П. Гарянова и Т. Никитиной. Режиссёром всех этих спектаклей был И. И. Кудряшов.


В 1966 году театр побывал на гастролях в Татарской АССР. В районах Татарии было показано 11 спектаклей. В этом же году были возобновлены постановки двух спектаклей для самых маленьких: «Весёлые медвежата» М. Поливановой, «Поросёнок Чок» М. Туровера и Я. Мирсакова. В 1967 году театр подготовил спектакль «Розовый фламинго» Ю. Власова, посвящённый 50-летию Октябрьской Революции.



В 1970 году главным режиссёром стал Владимир Александрович Холин, проработавший в театре в течение последующих восьми лет. Наиболее значительными спектаклями, поставленными В.А. Холиным, были: «О чём рассказали волшебники» Н. Коростылёва, «Военная тайна» по А.П. Гайдару, «Сказка о рыбаке и рыбке» по А. С. Пушкину, «Аленький цветочек» по С. Аксакову, «Теремок» С. Маршака, «Божественная комедия» И. Штока.



В 1972 году театр возобновил спектакль «Чёртова мельница» И. Штока. Проходили гастроли по Пермской, Свердловской, Курганской, Челябинской областям, в репертуаре были спектакли: «Медвежонок Рим-тим-тим» Я.Вильковского, «Чебурашка и его друзья» Э. Успенского.



В 1973 году театр принимал участие в фестивале чешской драматургии, со спектаклем «Украденный мяч» Б. Святонь. В 1975, в год 40-летия театра, Министерство культуры СССР награждает коллектив театра дипломом 3-ей степени за спектакль «Военная тайна».



С 1976 года директором театра стала Глафира Степановна Токарева, долгие годы проработавшая в театре. За 1-ое полугодие 1976 года коллектив был награжден 3-ей премией по итогам Всесоюзного соцсоревнования театрально-зрелищных предприятий. Летом этого же года прошли гастрольные поездки по городам и селам УАССР.



В 1979 году спектакль «Голубой щенок» по пьесе Урбана Дюлы получил диплом и медаль Министерства культуры Венгерской Народной Республики, а также Почетную грамоту Министерства культуры СССР за участие в фестивале музыкальных и драматических произведений венгерских авторов. Спектакль «Голубой щенок» был сыгран 982 раза, что является рекордом по количеству сыгранных спектаклей.



4 ноября 1980 года театр получил новое здание, строительство которого было закончено в самый короткий срок. В его появлении немалая заслуга директора театра Заслуженного работника культуры УАССР Глафиры Степановны Токаревой, заботливо вникавшей как в ход строительства, так и в работу всех подразделений театра.



6 ноября состоялось торжественное открытие нового здания театра, и первой постановкой на новой сцене стал спектакль «Тайна волшебной книги» М. Супонина, режиссёр-постановщик И. Спектор, художник В. Смирнова, композитор Ю. Толкач. Пьеса была написана по мотивам удмуртских сказок специально для труппы театра кукол. Этот спектакль вошел в историю театра как один из лучших, он стал знаковым явлением и незабываемым событием для всего коллектива.



В 1980 году театр получил Диплом и Звание Лауреата премии комсомола Удмуртии за большую работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения.



Новый период в творческой жизни театра начался с приходом в коллектив главного режиссера Иды Петровны Спектор. Она начинает свою работу с постановки большого стационарного спектакля для старшеклассников «Белоснежка и семь гномов» (по пьесе Л.Устиновой и О.Табакова, художник-постановщик – О.Королева). Спектакль стал важным событием и явился первым шагом театра и молодежи навстречу друг к другу. После «Белоснежки» театр берет курс на те произведения, без которых немыслимы детские годы. На сцене появился «Винни Пух и все-все-все» А.Милна, началась работа над «Мэри Поппинс» П.Трэверс, уже тогда были запланированы «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого, «Русалочка» Г.Х. Андерсена. «Горящие паруса» А. Браусевича.





В 1983 году спектакль «Аистёнок и Пугало» А. Лопейской, поставленный И. Спектор, получил Диплом Министерства культуры РСФСР и ВТО (Всесоюзное театральное общество) за участие в фестивале по произведениям чешских драматургов. На этом фестивале Звание Лауреата получили артисты театра С.Сидорова и А.Мустаев, за лучшее исполнение женской и мужской роли.



В том же году прошли гастрольные поездки по Кирову и Кировской область. Эти гастроли были посвящены 425-летию присоединения Удмуртии к России. К 40-летию Победы над фашисткой Германией театр совершил гастрольную поездку в Пензу.



После Иды Спектор главным режиссёром недолгое время был Валерий Михайлович Куликов. Он старался говорить с юными зрителями без скидок на возраст, и это находило отклик в детских душах, спектакли неизменно вызывали ответные чувства в зрительном зале. Среди работ В.М. Куликова: «Куда ты, жеребёнок?» Р. Московой, «Иван-царевич, серый волк и другие» В. Маслова, «Котик-Мотик» З. Поправского.



В 1985 году в должности главного режиссёра приступил к работе Владимир Сергеевич Сергейчев. Среди созданных им спектаклей много сказок. Первой его работой стала сказочная история «Жуткий господин Ау» Х. Мякели. Запомнились зрителям и другие его постановки: «Тутта и Людвиг» В. Богача и С. Христовского, «День рождения Пифа» А. Скутулиса и П. Шенхофа, «Ищи ветра в поле» В. Лившица, «Заклятые враги» Л. Уэфа, «Катькин день» М. Азова и В. Тихвинского.



Александр Фёдорович Перевозчиков, и сегодня состоящий в актерской труппе театра, поставил в 1988 году два спектакля: «Звёздные мастера» И. Токмаковой и «Терёшечка» М. Садовского.



В этот период театр активно сотрудничал с приглашенными режиссерами и художниками. Несколько спектаклей поставил Заслуженный деятель искусств Башкирии В. Штейн: «Маугли» по Р. Киплингу, «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, «Приключения Буратино» по А. Толстому. Зрителям и актерам надолго запомнилась постановка И. Шевца спектакля для взрослых «Опять они поют» по пьесе М. Фриша. Не менее значительной была работа В. Крипица и его спектакль «Тень» Е. Шварца. В разные годы в театре работали известные в России художники: В. Платонов, И. Кострина, М. Грибанова.



В 1989 году художественным руководителем театра становится Олег Олегович Никитин. Долгие годы он возглавлял театр и пользовался неизменным уважением актеров. Олег Олегович руководил театром в перестроечные годы, трудные для страны, однако он прилагал все усилия для того, чтобы поддержать нормальную рабочую атмосферу в коллективе и добивался успехов. В качестве режиссёра-постановщика О.Никитин сделал спектакли: «Кот, Лиса и Петух», «Новогодний сюрприз» О. Никитина, «Еврейское счастье» Ю. Сидорова и А.Черновой.



В 1992 году театр получил Диплом Союза Театральных деятелей Украины за участие во Втором Международном фестивале театров кукол «Интеркукла – 92» в г. Ужгороде.



В 1992 году на должность главного режиссёра был приглашен Сергей Николаевич Балыков, выпускник ЛГИТМиКа им. Н. Черкасова. Первым же спектаклем «Ковбойская история», по пьесе С. Макеева, режиссёр показал, что он отдает приоритет пьесам, затрагивающим серьёзные проблемы, одинаково актуальные для детей и взрослых. Ряд интересных спектаклей, рассчитанных на публику разного возраста, поставил С. Балыков за время работы в театре: «Легенда горы Фудзи» Б. Чабана, «Чудо-машина» Ю.Елисеева, «Три поросёнка» С. Михалкова, «Дочь золотого змея» М.Супонина, «Гусёнок» Н.Гернет, «Чудеса с доставкой на дом» Э.Успенского и А.Хайта. Особым явлением в жизни театра и всей республики стала постановка «Пер Гюнта» Г. Ибсена. В репертуаре театра и сегодня сохранились постановки С. Балыкова: «Старомодные чудеса» Л. Устинова, «Несносный слоненок» Р. Киплинга.



Успех многих спектаклей С. Балыкова был определен творческим сотрудничеством режиссёра с Татьяной Стариковой, которая с 1993 года работала главным художником. Заслуженный деятель культуры УР Т.Старикова во всех работах проявляла себя как разносторонне одаренный художник, знающий специфику театра кукол, своеобразие детской аудитории, хорошо чувствующий драматургический материал.



Знаменательным событием этого периода было присвоение театру в 1993 году Государственной Премии Удмуртской Республики в области искусства за большую работу по воспитанию подрастающего поколения.



В 2002 году в театр был приглашен Федор Борисович Шевяков для постановки спектакля «Поэт, или Разговор с собственным чёртом» по пьесе, написанной им же под псевдонимом Ф. Смольянинов. Первой работой режиссёра в театре был спектакль «Саамская сказка», поставленный 1989 году. В 2003 году – Ф.Б. Шевяков стал художественным руководителем театра. Среди постановок Федора Борисовича: «Холодное сердце» по В. Гауфу, «Шут Балакирев, или Придворная комедия» Г. Горина, «Путешествие комедиантов» Ф. Шевякова, «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Золушка» Е. Шварца, «Кошкин дом» С. Маршака, «Гусенок» Н. Гернет, «Маленькая Метель» Б. Федорова, «Таинственный гиппопотам» В. Лившица и И. Кичановой, «Слоненок заболел» Д. Самойлова. Спектакли, созданные Ф. Б. Шевяковым, неоднократно становились победителями театральных фестивалей.



В 2006 году по инициативе Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова был поставлен вопрос о ремонте театра кукол. После проведённого обследования и получения его результатов, в здании театра начался капитальный ремонт. Благодаря постоянному вниманию лично Президента УР ремонтные работы не прекращались ни на один день, и на глазах менялся внешний облик театра. Огромные преобразования происходили и внутри здания: было полностью заменено всё технологическое оборудование, системы жизнеобеспечения здания. Внутренние помещения стали более привлекательными и уютными.



В 2008 году в должности директора театра приступил к работе Петров Алексей Николаевич. С его непосредственным участием продолжился ход ремонта, планомерно шла постановочная и прокатная деятельность театра. Около трех лет труппа театра работала на разных площадках города: на сценах других театров, в музыкальном колледже, в детских садах и школах. Во время капитального ремонта продолжали работать и производственные цеха театра. Было выпущено семь новых спектаклей: «Гусенок» Н. Гернет, «Бука» М. Супонина, «Как Лопшо Педунь рыжим стал» П. Захарова, «Маленькая метель» Б. Федорова, «Машенька и медведь» В. Швембергера, «Таинственный гиппопотам» В. Лившица и И. Кичановой, «Слонёнок заболел» Д. Самойлова.



С первых дней своего существования театр кукол работал для «маленького» зрителя Ижевска и Республики. С тех пор создано более 300 спектаклей, свыше 3 тысяч кукол. Ряд спектаклей в репертуаре театра сохраняются и радуют детей на протяжении многих лет: «Аистенок и Пугало» - (выпуск 1981 года), «Еще раз о Красной шапочке» - (выпуск 1991 года), «Старомодные чудеса» - (выпуск 1997 года). Театр прошел интересный творческий путь, выросла плеяда актеров со своим индивидуальным творческим почерком. В разное время в театре работали выпускники Ленинградского Государственного Института Театра Музыки и Кинематографии. Среди них такие режиссеры, как И. Спектор, В. Куликов, В. Штейн, В. Дерягин, И. Игнатьев, М. Койфман, И. Зайкин, Н. Боровков, Г. Честнокова, Р. Виндерман; художники – Л. Борисовская, С. Сердюкова, А. Игнатьева, О. Королева, О. Гончарова, Т. Старикова, К. Литвак и другие.



В настоящее время главным режиссером театра является Галина Александровна Лихацкая, художником – Денис Михайлович Токарев. Большинство артистов труппы Театра кукол Удмуртской Республики являются учениками выпускников ЛГИТМиКа, таких как Б. Сорокин и С. Жуков, и воспитаны в духе Санкт-Петербургской театральной школы кукольников, основанной профессором М.М. Королевым.



Коллектив театра имеет Почетные Грамоты Министерства Культуры СССР и РСФСР – за огромную работу по воспитанию подрастающего поколения; Диплом и Медаль Министерства Культуры Венгерской Народной Республики. Театр кукол УР – Лауреат Премии Комсомола Удмуртии (1980), Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики (1993).



Искусство театра кукол занимает важное место в эстетическом воспитании подрастающего поколения, но, вместе с тем, театр не забывает и взрослых зрителей. В репертуаре театра кукол города Ижевска нередко появляются спектакли, предназначенные взрослым. Среди постановок, запомнившихся современной публике: «Опять они поют» М. Фриша (1985), «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима (1986), «Тень» Е. Шварца (1987), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1994), «Мандрагора» Н. Макиавелли (1997), «Поэт, или Разговор с собственным чёртом» Ф. Смольянинова (2002), «Шут Балакирев, или Придворная комедия» Г. Горина (2004), «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя (2006). Традицию продолжил и последний спектакль Государственного театра кукол Удмуртской Республики. В год 75-тилетия театр вновь осуществил постановку, адресованную взрослым зрителям. 23 июня 2010 года в театре кукол состоялась премьера спектакля по знаменитой пьесе Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств УР Ф. Шевяков, художник-постановщик – Г. Аверкин, композитор - заслуженный деятель искусств УР Е. Копысова. В 2014 году спектакль «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани поставил в нашем театре заслуженный артист УР, главный режиссер театра «Парафраз» (г.Глазов) Дамир Салимзянов.


Благодаря тому, что многие артисты труппы владеют удмуртским языком, театр не раз ставил спектакли по произведениям удмуртских авторов. В разные годы в спектаклях театра были задействованы всевозможные системы кукол: куклы «черного кабинета», все виды тростевых кукол, плоские, паркетные, перчаточные, куклы-маски. Высокий профессиональный уровень труппы неоднократно отмечен жюри многочисленных фестивалей.


Театр кукол и сегодня работает с азартом и интересом, как и прежде, ставя своей целью не только развлекать, но и говорить с детьми и взрослыми на важные темы. Репертуар состоит из известных классических произведений, и в то же время театр открыт для новых веяний, новых авторов и творческих экспериментов.
Made on
Tilda